Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В соответствии с п. 13 Приказа 1493 указать информацию (приведен образец)
О создании материально-технических условий, обеспечивающих безбарьерный доступ к образовательному процессу:
- учебные кабинеты в учреждении доступны для обучения со всеми видами ограниченных возможностей здоровья
- учебные классы оснащены электронным оборудованием, необходимым для обучения детей с интеллектуальными нарушениями
- учреждение оборудовано специальным гусеничным подъемником, который помогает создать условия для беспрепятственного подъема человека в инвалидной коляске по лестнице (с помощью сопровождающего лица).
В соответствии с п. 13 Приказа 1493 указать информацию (приведен образец)
- Входные ворота в здание учреждения имеют беспрепятственный проход с проезжей части и тротуара.
- Пешеходные дорожки на территории школы имеют асфальтное покрытие и не имеют препятствий при перемещении инвалидных кресел-каталок.
- В здании школы имеются стационарные пандусы для перемещения инвалидов-колясочников по первому этажу.
- Ширина дверных проемов увеличена, высота порогов в учреждении занижена, что позволяет беспрепятственно перемещаться инвалидам-колясочникам.
- Входные двери в учреждении промаркированы специальными знаками (желтыми кругами) для беспрепятственного прохода. Входы в здание оснащены поручнями, а ступени лестниц безопасной противоскользящей полосой. Первые и последние ступени лестницы каждого пролета промаркированы контрастной желтой полосой для обозначения её габаритов.
- сооружен туалет для инвалидов-колясочников, дверь промаркирована специальными знаками, маршрут к туалетной комнате обозначен, согласно стандартам безбарьерной среды оборудован кнопкой вызова.
- учебные классы имеют достаточные площади для размещения и перемещения инвалидных кресел-каталок
С сотрудниками школы проводится разъяснительная работа по вопросам организации учебного процесса и общения с лицами с ограниченными возможностями здоровья. Разработаны специальные Методические рекомендации по работе с инвалидами и лицами с ОВЗ. В учреждении работают дефектологи, имеющие дефектологическое образование. Обучение построено в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и адаптированными образовательными программами для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Для проведения практических занятий в школе имеются оборудованные мастерские и классы технологий.
Для проведения уроков по швейному делу в швейных мастерских имеется следующее оборудование: швейные машины с ножным приводом, бытовые швейные машины с электроприводом, бытовая вышивальная машина, швейные машины JANOME 23U, оверлок JANOME ML 784. Все это необходимо для подготовки обучающихся к самостоятельной трудовой жизни. Формирование у школьников технологической грамотности, культуры труда и прикладной творческой деятельности, социальных навыков, знаний и умений, помогут в дальнейшем детям обрести доступную им степень самостоятельности в трудовой деятельности.
Для решения задач подготовки учеников с нарушениями интеллекта к самостоятельной жизни и труду большое значение имеет продуманная и четкая организация, и высокий методический уровень проведения занятий, хорошая техническая и дидактическая оснащенность мастерских.
В оборудованной швейной мастерской с современным оснащением будут изготавливаться костюмы для школьного танцевального коллектива, который является призером и победителем многочисленных конкурсов и фестивалей.
Столярные мастерские находятся в отдельном здании. Оборудование мастерских составляет: столы технологические с перфопанелью, станок шлифовальный, листогибочный, рейсмусовый, лобзиковый, лазерно- гравировальный, стол фрезерный, различные пилы и аппараты.
Мониторинг регионального рынка труда говорит о том, что профессия «столяр» не является востребованной на 100%. Опять же, контингент обучающихся составляет ту категорию детей, которые не смогут овладеть навыками столярного мастерства в полном объеме. В связи с этим необходимо внедрение новых программ трудового и профессионально-трудового обучения по востребованным на региональном рынке труда профессиям.
Проведенный анализ регионального рынка труда подтвердил, что существует потребность в специалистах рабочих специальностей, таких как «швея», «младший обслуживающий персонал» и т.д.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями в образовательную программу введены новые учебные предметы: для обучающихся с легкой умственной отсталостью - основы социальной жизни, профильный труд; для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития - домоводство, окружающий социальный мир, человек, профильный труд.
Кабинет «Социально-бытовой ориентировки» предназначен для обучения профессиям сферы обслуживания – уборщика производственных и служебных помещений, кухонного рабочего, подсобного рабочего, уборщика территории, рабочего сферы бытовых услуг, а также подготовку к самостоятельному обслуживанию. Спрос на данный вид трудоустройства в нашем регионе - высокий, а особенности обучающихся с ОВЗ соответствуют заданным требованиям. Кабинет условно разделен на зоны по направлениям: комплексное обслуживание и ремонт помещений (основы сантехники), домоводство (сервировка стола, дизайн интерьера), кулинария, обслуживающий персонал (клининговые услуги). В кабинете социально-бытовой ориентировки будут проходить учебные занятия, мероприятия по профориентации, занятия объединений дополнительного образования и внеурочной деятельности.
Грамотно оформленные и оснащенные современным оборудованием зоны учебного кабинета обеспечивают безопасность процесса получения знаний школьниками с ОВЗ, дают им возможность комфортно получать необходимые компетенции в направлении обслуживающего труда и профессиональной ориентации для дальнейшей интеграции в общество.
Кабинет «Полиграфии»
Востребованность на рынке труда таких профессий, как переплетчик и брошюровщик, дает возможность обучающимся с ОВЗ получить начальные профессиональные навыки по специальности типографическое дело.
Кабинет полиграфии- это комплект типографского оборудования и программного обеспечения для создания качественной полиграфической продукции в рамках учебного заведения. С помощью специального оборудования, обучающиеся на уроках «Полиграфии» создают буклеты, плакаты, календари, а также другую различную печатную продукцию. Кабинет оснащен:
Резак KW-trio 13947\3947 гиль со столом -1
Ризограф CV 3030-1
Степлер фальцовщик UCHIDA-1
Термопресс универсальный 5:1Burlos -1
Ламинатор пакетный Bulros DA3-330 CN-1
Пресс для значков Bulros -1
Переплётная машина FELLOWES Quasar -1
Принтер струйный-1
Полиграфическая мастерская всегда будет обеспечена работой, поскольку она тесно связана с учебной и внеурочной деятельностью. Так, из фотографий и рисунков можно создать коллаж, календарь, буклет, макет школьной стенгазеты; оформить сборники детских стихов и рассказов, отчет по проектной деятельности, сувениры для гостей школы к праздникам. Для занятий по полиграфии необходимо новое, современное оборудование, на котором могли бы успешно обучаться дети с легкой, умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.
В соответствии с п. 13 Приказа 1493 указать информацию (приведен образец)
Библиотека школы насчитывает 7803экз., в том числе 2137 экземпляров учебной литературы.
Современные носители информации вытесняют книгу. В целях изменения содержания и повышения качества работы школьной библиотеки создается библиотечно - информационный центр, который включает в себя библиотечно-библиографическое направление. Книжный фонд дополняется электронными источниками информации (аудиокниги). Занятия в библиотеки будут способствовать развитию и активизации словарного запаса у детей с интеллектуальными нарушениями, формированию интереса к чтению, закреплению навыков работы с электронными носителями информации, воспитанию гражданственности, патриотизма.
В соответствии с п. 13 Приказа 1493 указать информацию (приведен образец)
Имеется спортивный зал, для физкультурно-оздоровительных и реабилитационных занятий для обучающихся.
В школе созданы условия, способствующие укреплению здоровья обучающихся посредством физической культуры и спорта.
Лечебно-оздоровительное оборудование
Оборудование «Доступная среда» для инвалидов создает универсальное безбарьерное пространство, в котором дети с ограниченными физическими возможностями смогут действовать наравне с всеми членами общества. Программа «Доступная среда» включает комплекс мероприятий, направленных на обустройство и реализацию безбарьерной среды. Организация «Доступной среды» позволит лицам с ограниченными возможностями здоровья успешно адаптироваться в социуме и жить полноценной жизнью.
Мяч гимнастический предназначен для упражнений сидя, упражнений пресса, спины и просто для игры. Удобные ручки. Дети будут в восторге от красочных цветов и забавного рисунка.
Мячи гимнастические массажные является универсальным тренажером для всех групп мышц, помогает развить гибкость, исправить осанку, снимает чувство усталости в спине. Главная функция гимнастических массажных мячей — снять нагрузку с позвоночника и разгрузить суставы. Именно упражнения с применением гимнастических мячей способны тренировать спину и улучшать осанку, бороться с искривлениями позвоночника, в особенности у детей и подростков. Массажные гимнастические мячи обеспечивают одновременные массаж и тренировку мышц туловища и конечностей, улучшая тонус и увеличивая силу мышц, а также способствуют укреплению кровеносно-сосудистой системы.
Беговая дорожка позволяет проводить тренировки сердечно-сосудистой и дыхательной систем, способствует развитию выносливости. Идеально подходит для проведения тренировок детей в игровой форме, а яркая красочная расцветка привлечет внимание детей и сделает спортивные занятия веселыми и увлекательными.
В соответствии с п. 13 Приказа 1493 указать информацию (приведен образец)
На территории учреждения созданы материально-технические условия, обеспечивающие безбарьерный доступ к образовательному процессу
С сотрудниками школы проводится разъяснительная работа по вопросам организации учебного процесса и общения с лицами с ограниченными возможностями здоровья. Разработаны специальные Методические рекомендации для преподавателей по работе с инвалидами и лицами с ОВЗ.
В соответствии с п. 13 Приказа 1493 указать информацию (приведен образец)
В школе имеется подключение к сети Интернет Ростелеком ЕСПД. Скорость подключения - 100 Мбит/сек.
Информационно-техническое обеспечение образовательной деятельности школы включает в себя следующие средства:
- Мультимедийных проекторов – 6
- МФУ – 14
- Интерактивных досок – 6
- Ноутбуки-44,
- Копьютеров-12
Со всех компьютеров школы имеется доступ к электронным библиотечным системам
Во всех кабинетах школы имеется доступ в Интернет
Все обучающиеся имеют доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям с компьютеров, размещенных в учебных классах и читальном зале библиотеки.
Все компьютеры, размещенные в учебных классах, к которым имеют беспрепятственный доступ инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья, оснащены лицензионной Операционной системой РЕД ОС .
В постоянном режиме функционирует кабинет информационных технологий. Оснащены компьютерами структурные подразделения: библиотека, секретариат, кабинеты администрации, психологов, актовый зал. Во всех предметных кабинетах есть автоматизированное место учителя.
Для обучающихся и педагогических работников организован свободный доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям в течение всего учебного времени в библиотеке, кабинете информационных технологий (с 09:00 до 17:00, выходные: суббота, воскресенье).
Провайдер, предоставляющий услуги доступа к информационным системам информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет в учреждении-ПАО «Ростелеком».
В соответствии с п. 13 Приказа 1493е указать информацию (приведен образец)
На основании Федерального закона РФ "Об образовании в Российской Федерации" доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам осуществляется на основе контентной фильтрации, что предотвращает получение школьниками информации необразовательного характера.
Обновлена материально-техническая база Учреждения в целях внедрения цифровой образовательной среды в рамках Федерального проекта «Цифровая образовательная среда» направлен на создание и внедрение в образовательных организациях цифровой образовательной среды, а также обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования. В рамках проекта ведется работа по оснащению организаций современным оборудованием и развитию цифровых сервисов и контента для образовательной деятельности.
Информационная база школы:
- электронная почта;
- выход в Интернет;
- разработан и действует официальный сайт школы.
Официальный сайт школы, созданный на платформе Госвеб является визитной карточкой. Основной задачей создания сайта является освещение учебной, воспитательной и экспериментальной работы и знаменательных событий в жизни школы.
Сведения об электронных образовательных ресурсах
В рамках образовательного процесса осуществляется доступ обучающихся к образовательным ресурсам сети Интернет с учетом контент-фильтрации.
Обучающимся предоставляется доступ только к тем ресурсам, содержание которых не противоречит законодательству Российской Федерации и, которые имеют прямое отношения к образовательному процессу.
Защита и безопасность работы в сети Интернет обеспечивается Контент-фильтром.
Сведения о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Для организации учебно-воспитательного процесса используется следующее оборудование: мультимедийные проекторы с экраном, интерактивная панель BM Stark Baikal Pro+, интерактивный программный аппаратный комплекс (доска интерактивная, проекторы, ноутбуки), многофункциональные устройства, ноутбуки DEPO.
В учреждении плата за проживание не формируется.
Спальных комнат 6, 3-для мальчиков, 3 для девочек, согласно возрасту.
Специальные условия для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для преодоления лестниц людьми с ограниченными возможностями передвижения удобно использовать мобильные гусеничные подъемники, которые помогают создать условия для беспрепятственного подъема человека в инвалидной коляске по лестнице. С помощью мобильного гусеничного подъемника человек с ограниченными физическими возможностями может (с помощью сопровождающего лица) подниматься по лестнице прямо в инвалидной коляске. Для инвалидов, посещающих наше учреждение, такой мобильный инвалидный подъемник станет простым решением проблемы преодоления лестниц. Такой подъемник, установленный в школе-интернате, значительно упростит жизнь людям с ограниченными возможностями.
В соответствии с п. 13 Приказа 1493 указать информацию (приведен образец)
Здание 3-х этажное. На I этаже расположены кабинеты, медицинский блок, гардероб, пищеблок, складские и подсобные помещения, столярные мастерские, спортивный зал, кабинет музыки, сенсорная комната. На II этаже расположены учебные кабинеты, библиотека и ИТР, на III этаже-
спальные комнаты, швейные мастерские. В школе – интернате оборудованы 10 учебных классов, кабинет социально-бытовой ориентировки, две швейных мастерских, две столярных мастерских, кабинет логопеда, кабинет музыки, спортивный зал, в котором имеется различный спортивный инвентарь, установлены тренажеры.
В постоянном режиме функционирует кабинет информационных технологий.
На средства спонсоров сделано покрытие центральной пешеходной дорожки, крыльцо запасного выхода и частичный ремонт ограждения территории учреждения.
Учебные предметы
- Предметная область: Физическая культура
- Физическая культура
- Предметная область: Технология
- Технология
- Предметная область: Русский язык и литературно чтение
- Литературное чтение, Русский язык
- Предметная область: Математика и информатика
- Математика
- Предметная область: Обществознание и естествознание (окружающий мир)
- Окружающий мир
- Предметная область: Искусство
- Изобразительное искусство, Музыка
Учебные курсы, дисциплины, практики
Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии
Учебные кабинеты
Для реализации образовательного процесса в школе оборудовано: 10 учебных классов, 4 учебных мастерских, 1 логопедический кабинет и теплица. Кабинеты оснащены всем необходимым оборудованием и средствами для проведения занятий.
Мастерские и лаборатории
Учебные мастерские – 4
Студия анимации и дизайна — 1
Теплица — 1
Условия для занятия физкультурой и спортом
В школе созданы условия, способствующие укреплению здоровья обучающихся посредством физической культуры и спорта.
Средства обучения и воспитания
Организация досуговой деятельности
Для организации досуга в школе есть всё необходимое - актовый зал на 100 посадочных мест, оборудованный необходимой оргтехникой, современной музыкальной аппаратурой; кабинет музыки; тренажерный зал; спортивный зал.
Условия охраны здоровья обучающихся
Доступ к информационным системам
и информационно-коммуникационным сетям
Информационная база школы-интерната:
– электронная почта;
– локальная сеть, с выходом в Интернет;
– разработан и действует официальный сайт школы-интерната.
На сегодняшний день школа-интернат имеет в своем распоряжении компьютерный класс (8 РМ обучающихся, мультимедиа программы по различным предметам), средства сетевого взаимодействия, поддерживающие оперативный обмен информацией с применением облачных сервисов и электронной почты.
Педагогические работники, обучающиеся и родители (законные представители) имеют доступ к электронному журналу «Дневник.ру».
Официальный сайт является визитной карточкой школы-интерната. Основной задачей создания сайта является освещение учебной, воспитательной и экспериментальной работы и знаменательных событий в жизни школы-интерната. На сайте информация представлена в едином стиле и формате; содержится множество фотографий касающихся различных направлений деятельности, имеются ссылки на документы, презентации и Интернет ресурсы; адаптирован для лиц с нарушением зрения (слабовидящих); сам сайт открыт для дальнейшего развития.
Информация об обеспечении возможности получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
По программе «Доступная среда» (Основное мероприятие 2.10 «создание в общеобразовательных организациях условий для инклюзивного образования детей-инвалидов, в том числе создание универсальной безбарьерной среды для беспрепятственного доступа и оснащение общеобразовательных организаций специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием и автотранспортом» подпрограммы 2 «Развитие системы общего и дополнительного образования» государственной программы Саратовской области «Развитие образования в Саратовской области до 2020 года» на 2015 год) было поставлено оборудование.
Школа имеет 5 зданий и сооружений. Основным является трехэтажное здание. Проектная мощность ОУ – 90 мест.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации и общежитие, интернат:
наличие системы вызова персонала для инвалидов
вход в здание школы оборудован пандусом
Наличие общежития, интерната: есть
Количество жилых помещений: 12
Количество мест: 100
Учебные классы — 8
Учебные мастерские – 4
Студия анимации и дизайна — 1
Логопедический кабинет – 1
Теплица — 1